Юджин О'Нил
Любовь под вязами
Новая Англия, 1840-й год. Эфраим Кэбот — весьма энергичный человек в летах, он очень любит свою ферму и то, что она приносит ему посредством трудов. Будучи не менее алчными по сравнению с отцом, к нему, однако, питают неприязненные чувства его собственные сыновья, рождённые от двух жен, которых Кэбот заставлял работать настолько, что рано довел их до могилы. Наибольшая горечь при этом поселилась в душе Эбена, матери которого принадлежала большая часть фермы, и которого не покидает мысль о том, что именно он должен быть единственным законным и полноправным наследником.
Но однажды старик приводит в дом свою новую жену, Абби, с которой они только что обвенчались в городе, — и Эбен понимает, что у него появляется новый жестокий соперник, поскольку мачеха не скрывает своего желания унаследовать ферму.

Классика жанра

Ох, уж эта Софи Лорен. Ох, уж это черно-белое кино…
1958 год. Делберт Манн снимает шикарный по тем временам фильм по пьесе О'Нилла. Он подбирает талантливый актерский состав. Софи Лорен, которая является отличным воплощением южанки-чужестранки Анны, Энтони Перкинс, кому так к лицу герой, которому чужда тяга к фермерскому делу, и Берл Айвз, типаж которого так подходит для героя Эфрама. Но актеры, как известно, не будут столь хороши, если постановка, сценарий, диалоги и прочие детали не будут продуманы тщательно.
Вообще, я не истинный ценитель старого черно-белого кино, однако этот один из тех, которые я готова пересматривать при романтическом настроении. 8/10.
Губительность идеи собственничества передана довольно ярко. Это видно и из неприятных разговоров между Ибоном и его отцом, и из поведения этих двоих (Ибн – единственный сын, который остался на ферме, потому что считает ее свои домом, а Эфрам женится на молодой женщине, чтобы та родила ему наследника). Как кажется, Анна озабоченна только преступной любовью к Ибону, но не стоит забывать, что она приехала сюда не просто так. Ведь она скиталась по Англии, не могла найти свой угол, и тут подвернулся состоятельный фермер. А она, разумеется, очаровала его своими раскосыми глазами, уверенным взглядом и широкой улыбкой. Но я отметила момент, когда Эфрам представил молодую жену сыну, потому что взгляд Софи (Анны) был настолько проникновенный, что немудрено было не влюбиться. Здесь плюс старого черно-белого кино: камера направлена на актера анфас, благодаря чему погружаешься в отношения, возникающие между героями. Но, все же, как бы я не была очарована Софи Лорен, я считаю, что в фильме не до конца передан контраст должного и то, что происходит в действительности. Я имею ввиду то, что не чувствуется мораль. Не похоже, что хоть один из героев размышляет о святости кровных уз, честности и верности. А вот страсть передана актерами правдоподобно. И Софи, и Энтони так нежны друг с другом и кажется, будто в сценах поцелуев на сене или под деревом актеры переживают свою жизнь. Браво!
Настя Тазмина

Жестокость или любовь?

История о старом, но волевом и равнодушном ко всему Эфраиме Кэботе, сосредоточенном на ведении хозяйства на ферме, его молодой и расчетливой жене Анне и о его сыне Ибене в экранизации «Любовь под вязами» по одноименной пьесе Юджина О`Нила заставляет задуматься о том, что же такое жестокость и есть ли у неё границы.

Все начинается с того, что мама Ибена, вторая жена Эфраима, даёт сыну установку, что вся их ферма принадлежит только ему. Сын хорошо это уяснил, и когда пришло время, откупился от своих братьев Симеона и Питера, которые с легкой душой ушли в Калифорнию на поиски золота. В это время Эфраим привозит в дом новую жену Анну. Ибен испытывает к ней ненависть и видит в ней претендентку на ферму и дом, однако сам не понимает, как влюбляется. Мачеха готова на всё, ради того, чтобы заполучить наследство, и даже соблазняет Ибена, дабы Эфраим выгнал сына с фермы и лишил денег. Но сама она не осознаёт, чем это для неё закончится…

Фильм полон трагизма и злоключений. Эта жестокость, перерастающая в любовь и любовь «как вязы заставляющая стремиться к кому-нибудь», а затем вновь преображающаяся в жестокость, на протяжении всей картины держат зрителя в эмоциональном напряжении.

На мой взгляд, здесь Софи Лорен (Анна) сыграла одну из лучших своих ролей. Она так умело умеет своей женственностью и красотой одновременно изображать любовь и ненависть, алчность и щедрость души, что даже завидуешь её таланту. А роль старика Эфраима была будто специально написана для Бёрла Айвза. Уж так ловко он отплясывал и сносил всех вокруг (с его-то габаритами), что даже и не веришь, что он играет человека в возрасте. Но такой и была задумка. Эфраим должен был быть суровым, мужественным, жестоким, надменным и энергичным. И именно таким нам и продемонстрировал его Айвз. К сожалению, Энтони Перкинс, на мой взгляд, не совсем удачно подобран для роли Ибена, не хватило ему… опыта, что ли. Не поверила я в его чувства (ни в любовь, ни в жестокость).

То, что фильм черно-белый, нисколько его не портит, наоборот, это даже лучше передало напряженную атмосферу между героями и мир Новой Англии 19 века.

Конечно, сам вяз не так часто мелькает в фильме (хотя у него тоже здесь в какой-то степени ключевая роль) и дерево я представляла себе немного иным (еще более мощным и впечатляющим), но финал, где Эфраим стоит под ним и смотрит вдаль уходящим Анне и Ибену, всё же ставит неоднозначную и метафоричную, но жирную и окончательную точку во всей этой истории.

Немного не хватило мне характера в Ибене и правдивости в окружающих деталях, поэтому 7 из 10.
(Бардецкая Кристина)
Экранизацию пьесы Юджина О'Нила представил еще неискушенным зрителям в 1958 году Делберт Манн. На мой взгляд, это весьма удачная картина для середины двадцатого века.

Сюжет построен на хитросплетениях судьбы фермеров Новой Англии 1840 года. Старый фермер Эфраим приводит в дом свою молодую жену Анну Кэбот, с которой он недавно обвенчался. Мужчина ждет, что она родит ему наследника. Однако сын Эфрама — Ибен незамедлительно влюбляется в обворожительную девушку, откровенную в своих желаниях. Так и завязывается невообразимая драма для классики Голливуда.

Безусловно, меня, как и многих других, подкупил актерский состав. Было интересно наблюдать за молодой Софи Лорен, исполнившую роль южанки Анны. Актрисе превосходно удалось передать тот темперамент, который был заложен в ее героиню. Она полюбила сына своего мужа настолько искренне и страстно, что будто готова позабыть о своих планах стать хозяйкой фермы. В Ибене же сочетаются два самых сильных чувства. Это и ненависть к новой гостье, которая претендует на право собственности, и любовь, страстная, запретная и такая сильная. Энтони Перкинс (Ибен), на мой взгляд, не совсем хорошо справился со своей ролью. В его словах, жестах и мимике присутствовала какая-то карикатурность. На мой взгляд, это традиции кинематографа того времени, но мне, как уже современному зрителю, такая особенность вовсе не кажется плюсом.

Хитросплетения желаний и амбиций героев на фоне взаимной любви и ненависти держат в напряжении на протяжении всей киноленты.

Операторская работа отменная для 1958 года. Ракурсы и планы, взятые в картине, позволяют куда лучше вжиться в происходящую ситуацию. И то, что кино черно-белое его вовсе не портит, а наоборот, добавляет какой-то атмосферности, что ли. И в конце, где Эфраим стоит под вязом, провожая взглядом свою некогда молодую жену и Ибена, взят отличный план. Это весьма удачный финал, который только могли сделать сценаристы. Ставлю 9/10.
(Маргарита Дюбанова)
На что готовы пойти люди ради того, чтобы разбогатеть? Кража, убийство, ложь? Много чего, и самое редкое – заработать честным путем. Эфраин Кэбот свел в могилу одну жену, женился на другой девушке ради приданого в виде земель, а потом довел и ее. И сам же напоролся на ложь – юная Абби Пэтнем, получив несколько серьезных ударов от судьбы, мечтает обзавестись собственным домом и не находит ничего лучше, как выйти замуж за престарелого владельца фермы, которого она не любит и не полюбит никогда.

Юджин О'Нил затронул довольно банальную тему: фиктивный брак молодой девушки со стариком, который вот-вот может скончаться (хотя Эфраин надеется прожить до ста лет), и ее влюбленность к пасынку. Делберт Манн эту историю взялся экранизировать, и вышло, надо сказать, неплохо. Любовные истории, связанные с трагедией, всегда заходят «на ура», зритель любит такое. И важно, чтобы банальная история не затерялась среди сотен подобных. Сложно назвать «Любовь под вязами» популярным фильмом, тем более, снят он в середине прошлого столетия. Однако картина Манна выделяется среди остальных.
Экранизацию снимали в период расцвета Голливуда, когда фильмы выходили буквально один за другим. Естественно, цветная съемка уже не просто существовала, а стала привычной для зрителя. Однако Манн принял решение сделать «Любовь под вязами» черно-белым. Смотрится это оправданным – действие пьесы происходит в первой половине XIX века. Заодно это не отвлекает он основных событий пьесы, а игра актеров полностью компенсирует отсутствие зрелищных видов. Прекрасная Софи Лорен исполняет роль Абби, которую в фильме почему-то зовут Анна, она женственна, трогательна, в то же время жестка с мужем. Берл Айвз показывает нам Эфраина как балагура и строгого к сыновьям человека, в то же время нежного к лошади и жене (странно ставить их в один ряд, но все же). Отдельно хочется похвалить дубляж на русский язык. Кажется, что это не голос за кадром, а сами актеры выучили язык и сыграли на нем. Но, конечно, присутствует театральность, обусловленная периодом создания и перевода фильма.
В остальном, фильм все-таки «не цепляет». В нем нет чего-то, на что хочется обратить внимание. «Один из многих». Но посмотреть стоит.

7/10. (Диана Епифанцева)

Made on
Tilda