Фридрих Дюрренматт
Визит старой дамы
Небольшой немецкий городок Гюллен из-за экономического кризиса находится на грани разорения. Высшие чины и простые жители теряются в догадках, как и чем можно спасти город. И тут в Гюллен приезжает одна из богатейших женщин мира — Клара Цаханассян, много десятилетий тому назад жившая тут. Она предлагает городу фантастическую сделку. Клара готова выплатить Гюллену два миллиарда евро, если один из жителей города, её давний знакомый, Альфред Илл… умрёт. Настоящая буря поднимается в Гюллене сразу после заявления Клары.
«Теперь он опять такой, каким был много лет назад.
Мой черный барс. Закрой ему лицо»

Беспросветный, беспробудный кошмар, вечное ожидание смерти, ты на охоте, но ты – жертва.
Маленький провинциальный городок Гюллен погряз в нищете после закрытия фабрики, жители еле сводят концы с концами и не видят шансов на восстановление былого благополучия. И вот, спустя сорок лет после отъезда, на родину приезжает Клэр Цаханассян, владеющая огромным состоянием. Жители верят, что с помощью Альфреда Илла (ее бывшего возлюбленного) городу удастся получить деньги от Клары, и оказываются правы, вот только они не могли предугадать, какое условие выдвинет Цаханассян.
Фридрих Дюрренматт описал историю жестокой мести за грехи сорокалетней давности. Клара в пьесе не просто одержима злобой, она выжжена ненавистью изнутри, в ней остались только холод и жестокость. Произведение неоднократно экранизировалось, самая свежая вариация – работа австрийского режиссера Николауса Лейтнера, снятая в 2008 году. Выглядит она довольно странно – ноутбуки, роскошные автомобили. А действие точно происходит в 50-е годы XX века? Как бы то ни было, эпоха фильма, конечно, не слишком влияет на замысел постановки. Чего не скажешь о важных деталях, которые Лейтнер решил упустить.
Красной нитью через всю пьесу проходит черный барс, которого Клара привозит в Гюллен. Черным барсом она называла и Альфреда Илла, когда тот был молодым. В фильме же единственное животное Клэр – черный ротвейлер. А как же благородство и величие большой черной кошки? Кроме барса Цаханассян привозит ослепленных слуг, которые однажды за литр водки лжесвидетельствовали против нее в суде. Но в экранизации мы и их не видим. Эти детали – признак того, что Клара не просто богата и жестока, ее месть изощренна и хитроумна.
Вообще можно найти много нестыковок сценария и пьесы, но все мы понимаем, что все-таки фильм – самостоятельное произведение. Суть передана – готовность людей пойти на все ради денег. Они ослеплены нищетой, у них не осталось милосердия и даже рассудка. Сначала в Илла стреляют друзья на охоте, потом пытаются столкнуть его под поезд, а затем единогласно принимают решение о казни и толпой убивают его. Клара не выглядит счастливой. Она хотела отомстить, но она все еще любит своего «черного барса».
Теперь немного об актерах. Мужчины кажутся все на одно лицо. То ли это задумка режиссера, то ли совпадение, но это, в общем-то, интересный ход. В желании получить деньги жители Гюллена теряют индивидуальность, все как один хотят смерти Альфреда. Только главная героиня получилась тоже какая-то «никакая». А Михаил Мендль (Илл) очень хорош. Он изобразил реальный страх человека перед смертью, столкнувшегося с предательством и не видящего надежды на будущее.

7/10. Много деталей упущено.
(Диана Епифанцева)
Предательство, Правосудие, Продажность. Этими тремя словами можно выразить суть фильма «Визит старой дамы» 2008 года. Уверенно можно сказать, что режиссер фильма, Николаус Лейтнер, чутко уловил суть одноименного романа Дюрренматта и достоверно воплотил уникальный сюжет в художественный фильм.

Должна сказать, что, люди, не читающие романа, легко могут предугадать как сюжетный замысел, так и финал кино. Идея продажности людей, которые мучаются в бедности, банальна на мой взгляд. Но вот тема мщения в фильме вызывает интерес. Но не потому, что я мстительный человек, а потому что по сравнению с такими чувствами как алчность и трусость, которые стоят за продажностью, месть кажется мне благороднее. Однако и она является человеческим пороком.

Клэр, которую сыграла талантливая Кристина Хербигер, жестокая, высокомерная и беспощадная. С первых же кадров фильма она вызывает антипатию и своим поведением, и своей речью. Актриса безупречно показала хладнокровность и нацеленность героини: глаза пылали ненавистью вперемешку с любовью, когда Клэр смотрела на Илла. С остальными она оставалась безразличной. Со всеми, кроме Майи, дочери Ила, которая, кстати говоря, является прототипом Клэр, однако ее улучшенной версией, потому что она смогла простить отца. Клэр тоже его простила, как мне показалось, но поздно.
Илл мне показался героем собирательного типа. То есть, он - воплощение тех качеств человека, которые могут возникнуть абсолютно в любом из нас, когда мы окажемся в критической ситуации. На удивление я не чувствую к нему сильного отвращения. Лишь отсутствие уважения. А еще - жалость. Потому что он слабый.
Несмотря на очевидно разворачивающийся сюжет, интересно было наблюдать за людьми, которые медленно, но верно меняли свое отношение к ситуации. Вначале они были уверенны, что предложение самоуправства Клэр абсурдно и недопустимо. Но после выяснения фактов, которые произошли почти 30 лет назад, народ стал осуждать Ила, кто-то вел на него охоту. Михаэль Мендаль отлично сыграл трусливого и алчного мужчину, который стал понимать весь масштаб своего преступления только тогда, когда осознал, что изменения Клэр – это полностью его вина.

В целом, фильм затягивает. Но мне все же не хватило больше действия. Поэтому 7/10.
Настя Тазмина


«Визит старой дамы», снятый в 2008 году Николаусом Лейтнером вызывает столько эмоций сразу, что это сложно передать словами, но я все же постараюсь.

Жители небольшого городка Гюллен находятся в замешательстве, они не знают, можно ли спасти его и самих себя от разорения. Но тут к ним с визитом приезжает богатая и прославившаяся на весь мир Клара Цеханассян, которая родилась и выросла в Гюллене. Естественно, что люди начинают питать веру в то, что она поможет им выбраться из этой ямы, и стараются ей тонко об этом намекнуть. Клара все понимает, ведь она и сама хотела им это предложить. Она обещает всему городу два миллиарда при условии, если один из жителей, Альфред Илл умрёт.

Очень тонко показана организация человеческой души, её потаенных уголков. Человеческая доброта и дружба противостоят любви к деньгам, мести и предательству. Вся история постепенно распутывается как клубок ниток, и зритель не может оторвать свой взгляд ни на секунду, чтобы не пропустить ни одной детали, ни одной реплики и сцены, каждая из которых играет особенную и важную роль во всей картине.

Кристиана Хёрбигер, сыгравшая роль Клары, безумно точно передала образ властной, сильной женщины, которая вынашивала план мести всю свою жизнь, и только благодаря ненависти (да, именно благодаря ей) к Иллу добилась таких успехов. Михаэль Мендель в роли Альфреда хорошо изобразил его двойственную натуру: его совершенные грехи, которые он очень быстро забывает; и его бесхребетность, которая возникает перед лицом опасности, но потом перерастает в твердость и решительность (он уже никого не боится и приходит на общественный суд сам, чтобы жители решили его судьбу). Еще мне очень понравилась Миа Мор (Мюриэль Баумайстер) – дочь Альфреда Илла, не показывающая истинных чувств к отцу, но всячески защищающая его (Сказала оператору снимать, когда Илла хотели скинуть под идущий поезд).

В целом фильм вызывает смешанные чувства. Вроде ты проникаешься пониманием к Кларе с ее тяжелой судьбой, а вроде и сочувствуешь Иллу, который принес её столько горя, но жизнью которого не могут распоряжаться алчные люди. Даже спустя время после просмотра все равно очень тяжело понять, на чьей стороне ты находишься.

Напряженная атмосфера передается не только с помощью игры героев, но и благодаря музыкальному сопровождению, которое с самого начала вызывает мурашки и наталкивает на нехорошие мысли (по крайней мере меня).

Единственное, что не очень удачно изображено в фильме, так это бедность города и людей. (Вспомните гостиницу, в которой поселили Клару. Хоть она и самая лучшая в городе, но все равно не похоже, чтобы люди жили в настолько неблагополучном месте, которое должен из себя представлять Гюллен). А вот в пьесе Дюрренматт подробно описывает обнищавший городок (Вспомнить даже описание вокзала: «Вокзал также пришел в запустение - на стене ободранное расписание, за дверью с надписью: "Вход воспрещен" - ржавый селектор»).



Но этот маленький нюанс не портит впечатления от фильма в целом. 10 из 10.
(Бардецкая Кристина)
Фильм немецкого режиссера Николауса Лейтнера, снятый по мотивам одноименной пьесы Фридриха Дюрренматта, вышел на экраны в 2008 году. На мой взгляд, трагикомедия в трех действиях нашла свое удачное воплощение и в киноиндустрии.

Предательство, потеря чести и достоинства, человеческая алчность. Это те слова, которые первыми приходят в голову при попытке описать данную картину. В фильме рассказывается о том, как в небольшой и бедствующий городок Гюллен приезжает одна из самых богатых женщин мира — Клара Цаханнасян. И она предлагает этому городу немыслимую сделку: деньги в обмен на смерть одного из жителей — Альфреда Илла. Фантастическая сумма в два миллиарда евро способна помочь городу выйти из крайней бедности, но это противоречит законам гуманности. И о них жители благополучно позабыли.

На что способна пойти обиженная женщина, которую бросили, опозорили и разрушили всю ее жизнь. Необъятные богатства не смогли заглушить боль Клары, ее цель — это не только «отмщение» или «правосудие». На мой взгляд, она являлась еще и неким нравственным мерилом Гюллена, хотела посмотреть, изменились ли жители со времен ее жизни в этом городке. Однако всем в итоге правит любовь, как и стоило того ожидать. Клара до сих пор влюблена в Альфреда, человека, который нанес ей неизгладимую душевную травму.

Внимание прессы к ситуации усугубляет атмосферу в городе. Благодаря беседе Клары с журналисткой, дочерью Альфреда, раскрываются грязные подробности прошлого. И именно в этом находят оправдание жители города. Они решают, что человек, жестоко поступивший с бедной девушкой, достоин только смерти. Друзья, коллеги и даже жена Альфреда голосуют за то, чтобы обречь мужчину на смерть. И, стоит отметить, сделано все в рамках закона о смертной казни, который принимают незамедлительно после известия о том, что гибель Альфреда способна обогатить каждого жителя Гюллена.

На мой взгляд, фильм удался. Он поглотил мое внимание без остатка на все время просмотра. Я ждала каждого поворота сюжета, каждого нового слова, которые звучат из уст героев. Безусловно, декорации, свет и операторская работа не были высококлассными. Однако из-за самого сюжета, игры актеров и главной проблематики всей картины этот фильм заслуживает высший балл. Только 10 из 10, и никак иначе. К просмотру обязателен.
(Маргарита Дюбанова)
Made on
Tilda