“
Если вы хотите посмотреть фильм с глубоким смыслом, который после просмотра оставит у вас нерешенные вопросы и множество рассуждений по этому поводу, которые будут еще несколько дней преследовать вас и заставлять рефлексировать, то советую не обходить стороной экранизацию романа Макса Фриша «Homo Faber» («Странник», 1991 год). Фолькер Шлёндорф, уже известный мне по экранизации «Любовь Свана» по мотивам цикла произведений Марселя Пруста, на этот раз поистине приятно удивил меня.
За время фильма я успела испытать весь спектр эмоций. Начиная от раздражения к циничному, рациональному, чрезмерно спокойному, вечно путешествующему, не желающему оставаться на одном месте долго, Вальтеру Фаберу. Кажется, что он не боится ничего, не бережет людей, которые находятся рядом с ним (Айви, от которой он сбегает на корабль, плывущий во Францию). На корабле он встречает молодую и очаровательную Элисабет (он называет её Сабет). Влюбившись в друг друга, они отправляются на машине в Афины, к маме Сабет. Преобразование Фабера в доброго, чуткого, отзывчивого мужчину, испытывающего искренние чувства к Сабет, поражают. Ты проникаешься им и даже начинаешь питать к нему небольшую симпатию, забыв о еще недавней антипатии. Но тут Сабет говорит, кто её мама, и мир рушится (причем не только героя, но и зрителя). Вальтер не понимает, что ему делать и как дальше жить. И в этот момент я испытала настолько сильное чувство жалости к главному герою и его судьбе, что сама взялась за голову и от боли и сочувствия к Фаберу чуть не проронила слезу (виной этому невероятно правдивая игра актеров). Одновременно у зрителя открываются глаза, и становится понятно, о каких случайных стечениях обстоятельств говорит герой все время, и что они оказываются вовсе не случайными, а роковыми.
Если бы я сидела в театре, я бы встала и кричала «браво», пока у меня не охрип голос. Настолько сильное впечатление у меня произвела эта реалистичная и в то же время мистическая картина. Макс Фриш в своем романе поставил цель соединить существующий мир и миф так, чтобы реальность постоянно закрывала очевидные аллюзии на историю Эдипа, создавая при этом вполне жизненный сюжет. Шлёндорф, актеры и вся съемочная группа постарались воплотить это на экране, и у них получилось блестяще.
Очень спокойные съемки, приятная картинка, монтаж, при котором даже не замечаешь перехода от реальной жизни Фабера к его воспоминаниям и обратно – все это помогает в создании идеальной экранизации.
Я твердо уверена, что пересмотрю этот фильм еще раз, чтобы уже не упустить ни одной важной детали, которые навязываются словно бусинки на нитку, создавая неповторимую, уникальную и поражающую историю о неправильно выбранном пути, чувствах, роке судьбы и раскаянии. Посмотрите, может быть вы найдете для себя новый смысл. 10 из 10
(Бардецкая Кристина)